Законопроекты по регуляторной реформе будут внесены в Госдуму в ноябре

Законопроекты по регуляторной реформе будут внесены в Госдуму в ноябре

Законопроекты по регуляторной реформе будут внесены в Госдуму в ноябре

сегодня

Правительство РФ планирует внести в ноябре на рассмотрение в Госдуму два обновлённых закона о совершенствовании контрольно-надзорной деятельности: закон об обязательных требованиях и закон о госконтроле. В последнем предлагается закрепить типовую матрицу надзора и контроля для регионов. Помимо этого, в рамках «регуляторной гильотины» разработана новая редакция СанПиНа и поправки в КоАП в сфере общественного питания, предусматривающие ограничение применения наказания за правонарушения в виде приостановки деятельности бизнеса на срок до 90 суток. Об этом сообщил заместитель председателя правительства — руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко, выступая с докладом на совещании президента с членами правительства 9 октября.

Пакет законопроектов, куда входят проект нового контрольно-надзорного закона и проект закона об обязательных требованиях, предполагает полный пересмотр предъявляемых к бизнесу обязательных требований. До конца текущего года правительство планирует подготовить законопроекты, которые станут базой для реформы контрольно-надзорной деятельности. В первом будут определены обязательные требования для проведения мероприятий государственного контроля и надзора. Второй закон о государственном контроле будет определять круг лиц, которые занимаются надзором, а также перечень и порядок мероприятий, процедуры профилактики и ряд других необходимых позиций. Новое регулирование вступит в силу с 1 января 2021 года.

Оба законопроекта должны быть внесены на рассмотрение Госдумой в ноябре, в подготовке документов участвует целый ряд министерств и ведомств, общественные объединения предпринимателей и эксперты.

Мы понимаем, что должны создать такие условия, при которых защита жизни и здоровья людей, соблюдение их прав и законных интересов станет главным приоритетом в работе контролирующих органов, а процесс устранения нарушений будет направлен строго на решение конкретной проблемы. Это в свою очередь позволит искоренить порочную практику злоупотребления административным положением, повысит защищённость жизни и здоровья наших людей, создать понятную среду для ведения бизнеса и снизить коррупционные факторы. Я думаю, что мы, с учётом того, что, действительно, это очень масштабная работа и мы хотим внести уже качественный документ, в ноябре мы внесём оба законопроекта на рассмотрение», — сказал Константин Чуйченко.

В новых проектах закона акцент делается в первую очередь на профилактические меры. По словам докладчика, будет установлена принципиально иная система взаимоотношений контролёров и бизнеса: не конфронтация, а сотрудничество, не наказание любой ценой, а прежде всего предупреждение нарушений, а значит, вреда жизни и здоровью людей.

Ещё одним нововведением в рамках «регуляторной гильотины» станет проведение эксперимента по объединению всей системы регионального контроля и надзора за бизнесом в единую службу. При этом регионы смогут самостоятельно принимать решения в области контрольно-надзорной деятельности и устанавливать требования к бизнесу.

Создание единой службы контроля, в которой будут сосредоточены все виды регионального надзора, позволит сократить расходы на содержание нескольких органов, уверен член рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию системы государственного и муниципального контроля и надзора Александр Брагин.

Калининград данный опыт применяет давно, помимо этого, и в Хабаровском крае был подход к созданию похожей системы. Создание единой службы контроля подразумевает, что на региональном уровне вместо нескольких надзоров создаётся единый орган, который реализует всё те же самые полномочия, но в одном месте. Это позволяет сократить общие и административные расходы и иметь большую взаимозаменяемость инспекторов, которые будут проверять сразу несколько сфер, для этого они могут проходить специальное обучение», — сказал Александр Брагин.

По его словам, практика Калининграда как раз и будет теперь масштабироваться, она работает уже несколько лет, хорошо, что теперь она приобретёт статус федерального эксперимента, которому будет дана оценка и который можно будет распространить на другие регионы.

Читайте также:  Госдума приняла закон, обязывающий госорганы раскрывать данные в открытом формате

Что касается создания типовой матрицы надзора и контроля для регионов, которую в правительстве предлагают закрепить, отмечает эксперт, здесь речь идёт о том, чтобы чётко определить все виды регионального надзора, которые регион может установить.

Предполагается сделать исключение для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя — городов федерального значения. Прежде всего — для Москвы и Петербурга, с учётом характера экономического, социального развития, количества жителей, состояния экономики. А для всех остальных регионов это делается для того, чтобы был понятный набор видов контроля», — пояснил член рабочей группы.

Проблема здесь в том, полагает эксперт, что сегодня некоторые регионы в рамках своих полномочий могут устанавливать собственные виды контроля, их количество в каждом регионе, как и объект проверки, разнятся. «Для бизнеса такая матрица — благо, потому как появится хоть какая-то предсказуемость. Особенно для бизнеса, который живёт не в рамках отдельного региона, а есть федеральные сети — это означает, что в какой бы регион он ни пришёл, виды контроля будут везде одинаковы», — уточнил он.

Одним из ярких примеров «реконструкции фасада надзорного законодательства» являются решения в сфере общественного питания. Здесь правительство разработало новую редакцию санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в сфере организации питания, которую предполагается начать применять в течение месяца.

Из 17 документов, которые в этой сфере делаются, к настоящему времени Анной Юрьевной Поповой (глава Роспотребнадзора) совместно с Татьяной Алексеевной Голиковой (вице-премьер РФ по вопросам социальной политики) при нашем небольшом участии разработан проект СанПиНа, который заменяет эти 17 документов и представляет из себя достаточно компактный документ, лишённый тех требований, которые были устаревшими и неактуальными. Я думаю, что в течение месяца мы сможем отменить эти 17 СанПиНов и ввести в силу вновь подготовленный СанПиН», — уточнил руководитель аппарата правительства.

Параллельно с реформой контрольно-надзорной деятельности идёт и разработка проекта нового Кодекса об административных правонарушениях. На данном этапе изменения пока коснутся лишь сферы общественного питания, а именно: подготовлены поправки в статью КоАП об организации общественного питания, которые предусматривают отмену наказания за правонарушения в виде приостановки деятельности бизнеса на срок до 90 суток.

Докладчик обратил внимание, что правительство понимает, что для бизнеса, особенно для среднего и малого, это фактически смертный приговор. По этой причине и были подготовлены соответствующие поправки в КоАП, которые позволят уйти от этой, одной из самых одиозных, нормы.

Реформа госконтроля проводится при активном участии Экспертного совета при правительстве РФ, она направлена на снижение административной нагрузки на бизнес при одновременном повышении безопасности граждан и государства.

Напомним, об идее «регуляторной гильотины» в середине января 2019 года заявил на Гайдаровском форуме председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Президент РФ Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию в середине февраля поддержал эту идею.

В июне правительство утвердило план («дорожную карту») по реализации механизма «регуляторной гильотины» в отдельных сферах государственного контроля и надзора, где соисполнителем по всем пунктам является, в частности, Экспертный совет при правительстве РФ.


Все события

54321
(0 votes. Average 0 of 5)